Как верно оценить активы компании при покупке

Прочёл в «Деловом мире» колонку Артура Леера о том, как верно приобрести бизнес. Наверняка, он прав как юрист: наличию нужных документов и подтверждению прав на активы, в том числе нематериальные, нужно уделять пристальное внимание.
Как бизнес-брокер и дипломированный оценщик я бы рекомендовал начать не с этого. Запросите у обладателя бизнеса управленческий баланс и управленческие отчёты о прибылях и убытках. Если компания «белая» (а на данный момент таких становится всё больше), то можно за маленькую плату скачать бухгалтерскую отчётность с веб-сайта налоговой службы. Эти данные не являются скрытыми. Никакой особенной конфиденциальности в этом нет, но для чистки совести подпишите обязательство о неразглашении. Сначала, проверьте величину незапятнанных активов компании. Это до боли просто: как правило это последняя строка управленческого баланса. Если цена незапятнанных активов отрицательная либо имеется очевидный недостаток собственных обратных средств, другими словами возможность приобрести денежные трудности совместно с делом.
Есть совершенно не сложные способы оценки компаний в рамках доходного подхода — это старенькый хороший «основной» способ, когда цена бизнеса очень приблизительно равна цены его незапятнанных активов плюс одна годичная прибыль. Более точную цифру может дать взятый у янки способ мультипликатора дискреционных доходов торговца, где мультипликатор, на который множится годичная прибыль, больше единицы, но наименее трёх.
Способ мультипликатора разработан в 70-х годах прошедшего столетия известным бизнес-брокером Джеффри Джоносом и в США признан одним из вспомогательных способов при оценке бизнеса. Рекомендуется использовать в тех случаях, когда нужно подтвердить корректность результатов, приобретенных с внедрением традиционных, «авторитетных» способов оценки либо при недочете начальных данных. Основывается он на таком понятии, как «дискреционные доходы», либо SDC (the sellers discretionary cash). В переводе на российский это значит «наличные средства продавца» бизнеса — те средства, которые он может каждый месяц (либо раз в год) изымать из бизнеса для себя на кармашек без вреда денежному состоянию компании.
Этот показатель отличается от незапятанной прибыли тем, что в него обычно врубается амортизация, также непериодические и неоперационные издержки, а непериодические и неоперационные доходы не учитываются. Так как этот способ неплох для микро- и малого бизнеса, то в состав доходов можно включать так именуемые «льготы продавца» — сумму выгод и приемуществ, получаемых бизнесменом от владения делом. Например, средства, потраченные на путешествия и рестораны за счёт компании, внедрение транспорта в личных целях и остальные приятные мелочи.
Вышеупомянутый Джеффри Джонс провёл анкетирование 7 тыщ покупателей компаний малого бизнеса и выделил 10 главных критериев риска, на которые они сначала обращают свое внимание при выборе объекта для покупки. Приведу эти аспекты коротко в порядке убывания значимости:
  • стабильность доходов с учётом прошедших характеристик;
  • перспективы роста компании и отрасли;
  • тип бизнеса;
  • положение и инфраструктура;
  • стабильность кадров;
  • конкурентность в отрасли;
  • диверсификация продукции, услуг и географии рынка;
  • привлекательность и конкурентоспособность бизнеса данного типа;
  • развитость структуры управления;
  • условия реализации компании.
Специалисты и оценщики могут использовать эти характеристики для того, чтоб собрать рыночную информацию, провести сравнительный анализ и выдать свое мировоззрение о значении мультипликатора по каждому виду риска. Потом причины ранжируются и усредняются по способу суммы числа мест. Для бизнесменов эти трудности ни к чему. Вы сможете просто сопоставить оцениваемый бизнес по каждому из пт с известными вам либо уже осмотренными компаниями данной отрасли. В конце концов, просто включите логику и здравый смысл.
Итогом этого интеллектуального напряжения должен стать размер мультипликатора, на который нужно помножить этот самый дискреционный доход. Спецы советуют выбирать значения в спектре от 1 до 2,5. Значение 1 значит, что на рынке большая часть компаний лучше этой, но они не продаются. От 1,5 до 2 — компания ничем не ужаснее и не лучше соперников. Ну, а выше 2,25 вы и не дадите, чтоб не переплачивать.
Для получения конечной цена нужно помножить этот самый SDC на избранный мультипликатор и к приобретенному результату прибавить цена текущих незапятнанных активов (т.е. разницу меж текущими активами и текущими пассивами компании). Замечу, что недвижимость и земляной участок не относятся к текущим активом и выносятся за скобки.
Пример
Салон красы ничем не отличается от соперников, имеет товарно-материальных ценностей на 2 млн. руб., включая мебель и оборудование. Задолженность текущая и будет погашена обладателем при продаже. Годичный доход (незапятнанный, на кармашек) — 4 млн. руб.
Считаем: 4 млн. руб. (SDC) Х 1,5 (средненький мультипликатор) + 2 млн. руб. (текущие незапятнанные активы). Итого: 8 млн. руб. ± 15% на приблизительность.
Итак, на первой встрече спросите, сколько стоят активы компании, есть ли задолженность и какова годичная прибыль, и в голове высчитайте спектр вероятной цены. И если торговец очень «выпадает» в собственных хотелках из этого спектра, то вы вправе засомневаться и в его адекватности, и в состоянии бизнеса. Полностью может быть, что торговец просто не может понизить стоимость, так как тогда не хватит средств, чтоб рассчитаться со всеми кредиторами.
Имейте в виду, что данный способ не подходит, если есть недвижимость в принадлежности, и для компаний ценой выше 100 млн. руб.
Когда тест на «адекватность» пройден, сможете приступать к переговорам и согласованию подготовительного контракта (term sheet) — собственного рода «дорожной карты»,в какой будет «по полочкам» разложена процедура проверки и передачи бизнеса, «точки выхода», заверение об обстоятельствах и гарантии сохранения жизнеспособности компании после смены обладателя. И не забудьте заверить его у нотариуса.
В избранное
Подписывайтесь на наш Дзен-канал: zen.yandex.ru/delovoymir.biz

Поделиться
0
Поделиться