Как выступать публично

В звуке голоса, в очах и во всем виде говорящего заключено не меньше сладкоречия, чем в словах.
Ларошфуко
Многие выступающие сталкиваются с неувязкой — как начинать выступление, чтоб сходу понравится? Как показаться на сцене? Как встать, чтоб это смотрелось естественно? Как сходу захватить доверие публики? С чего начать? Как произвести подходящее 1-ое воспоминание? Понятно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести 1-ое воспоминание — потому принципиально использовать шанс 1-ый и единственный. Есть закономерности воспоминания и восприятия, которые должен учесть хоть какой человек, появляющийся в центре внимания. Есть принципиальное наблюдение, много раз испытанное опытнейшеми ораторами:
После того, как вы произнесли «Здрасти», вы произнесли 70% собственной речи!
А после приветствия вы уже будете только дополнять уже сложившееся воспоминание о вашей личности. В психологии существует понятие «импритинг» — другими словами «впечатывание» вида человека в сознание публики. Если 1-ое воспоминание положительное — оно начинает работать на вас некоторым «шлейфом», все ваши слова будут подкрепляться положительным образом в сознании зала. Если негативное — против вас будет работать отрицательный «шлейф», подсознательно публика будет уже настроена скептически.
Создатель не один раз становился очевидцем ситуаций, когда компетентные, умные, понимающие люди не могли произвести убедительного первого воспоминания и откровенно проваливали свою речь. Причина провала была только одна — неудачное начало, слабенькое 1-ое воспоминание, которое уже не вышло поправить. В итоге даже потенциально сильные и содержательные выступления и презентации не достигали собственной цели, либо даже оратор становился посмешищем в очах публики.
И напротив. Создатель много раз следил, как после успешного начала, подкрепленного предстоящим выступлением, публика меняла отношение к человеку. Он становится полубогом. Ну, если не полубогом, то, как минимум, человеком еще более почетаемым! За счет чего происходит этот эффект? За счет того, что значимость, либо психический вес человека, становится в наших очах еще выше, когда мы лицезреем, что он обладает любым мастерством, талантом, редчайшим умением. Когда мы лицезреем, как работает мастер, мы вроде бы присутствуем при рождении малеханького чуда. А разве прекрасное, убедительное, увлекающее, радующее людей общественное выступление не волшебство и не шедевр? Вне сомнения, речь — это малюсенькое (либо огромное) волшебство, сопоставимое с чудом сотворения на наших очах музыки, чуда актерского перевоплощения либо рождения картины-шедевра.

Потому что же произвести сильное и убедительное 1-ое воспоминание?

Каковы закономерности восприятия? Что должно происходить в самом начале выступления? Прочитаем снова заголовок. В самом выражении «постановка на публике» заключен некоторый двойной смысл. 1-ый смысл, прямой и буквальный, происходит от слова «ставить» либо «стоять» — куда и в какую позу себя поставить, какое положение тела принять? И часто это является неувязкой для оратора, который не знает, какое место на сцене, в зале ему занять, как встать, как сесть, что делать с ногами и куда девать руки? И 2-ой смысл — переносный. Есть такое устойчивое словосочетание в нашем языке — «он поставил себя в коллективе». Что имеется ввиду? Что этот человек заслужил почтение, авторитет, положение в внегласной ранговой иерархии коллектива. Если же оратор является новым человеком для слушателей — он должен заслужить почтительное отношение. Сходу! Времени на раскачку у оратора не достаточно! И даже если выступающего знают, положение на сцене обязует на необыкновенную роль. И в этой роли — он все равно новый человек для публики.
При всем этом 1-ый и 2-ой смысл словосочетания «постановка на публике» плотно сплетены меж собой. От расположения в зале и позы очень зависит 1-ое воспоминание, произведенное нами на зрителей. А от первого воспоминания, как следствие, зависит и предстоящее отношение зрителей к вам — симпатия и доверие к вашим словам, или прохладная нейтральность и желание поспорить. И наша задачка, очевидно, за счет собственных познаний и мастерства добиваться очень убедительного первого воспоминания.

Кредит доверия от сцены

Это принципиальное явление, которое выступающий должен использовать. Само по себе познание об этом кредите доверия должно прибавить убежденности вам, как оратору! Сцена либо хоть какое место выступления дает не только лишь испытание на крепкость для оратора, да и несет некоторый изначальный положительный для оратора эффект. Главное место дает некоторый кредит доверия и почтения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только лишь на физическом уровне, да и психологически, в очах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену, только поэтому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на собственном опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматом вызывает некоторое «притихание» слушателей и первоначальную долю почтения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Этот эффект изначального кредита доверия и почтения идет еще откуда-то с подсознательных детских времен. Когда мы были школьниками, в класс заходила учительница, она занимала главное место — и мы автоматом начинали уважать, слушать и страшиться. А кто это забывал делать, тому напоминали, кто тут главный. Более того, вся система образования закрепляла этот эффект и в институтах, училищах, академиях, а позже и на работе. Главный тот — кто на сцене! Это усвоилось нами с молоком всех наших «альма матерей». И осталось в нашем подсознании. Мы не всегда знаем, кто и почему доверил человеку сцену, но раз ему поручено, означает, так и нужно! Означает, он имеет право стоять пред нами и внушать нам свои мысли! Вначале сцена наделяет оратора некой властью над разумами людей, и люди готовы к этому — ведь конкретно оратор находится на сцене, а они посиживают в зале. Ведь конкретно оратору поручено вещать перед публикой!
Изначальный кредит доверия и почтением — это закономерность, но, естественно, она не исключает, что в зале могут находиться люди, еще ранее настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление либо поглумиться. Как их нейтрализовывать — это отдельная тема. А закономерность начального кредита доверия принципиально знать и использовать — другими словами наращивать, а не обесценивать своим поведением этот кредит почтения от зала.

Правило 7 секунд

В течение какого времени формируется 1-ое воспоминание? Это не часы, не 10-ки минут и даже не минутки. Психологами подсчитано, что 1-ое воспоминание формируется всего только за 1-ые семь секунд возникновения человека перед людьми, а дальше только закрепляется. И мы уже знаем, что 1-ое воспоминание всегда одно. Естественно, на теоретическом уровне можно попробовать сгладить и поправить, но это очень трудно. 1-ое воспоминание похоже на отпечаток пятерни на еще мокроватом мягеньком цементе либо след башмака на свежайшем асфальте — оно застывает и закрепляется на века. При возникновении человека на сцене у зрителей в сознании, в мозгу, начинает формироваться наш образ, представление о нас, либо, как я говорю, новый «файл», которого ранее не было. И этот файл мы формируем сами конкретно нашим поведением за это куцее время. Уже через семь секунд люди задумываются, что они почти все про нас сообразили. Уже через семь секунд зрители задумываются, что они нас уже прочли. К этому времени зритель уже оценил оратора и пришел к выводу: увлекателен — неинтересен, симпатичен либо нет, нравится — не нравится, умный — глуповатый, сексапилен — несексуален. В действительности, наша личность может совсем не соответствовать этому виду в сознании, но это представление рождается как итог нашего поведения и судить будут по нему. При всем этом слушатели могут совсем ничего и не знать ни про 1-ое воспоминание, ни про формирование вида, все это работает кроме их воли, другими словами подсознательно, кроме сознания, не подчиняясь осознанному решению. Этот эффект работает не только лишь для общественного ораторского варианта, да и для личного общения. Наверное вы когда-то чувствовали на для себя, что если человек сходу при знакомстве не приглянулся, это шлейфом несет отпечаток на предстоящее к нему отношение. И напротив, если сходу приглянулся, расположил, то и далее охото с ним разговаривать и сближаться.

Молвят, что бывает даже любовь с первого раза.
Показательны результаты последующего психического исследования. Были опрошены работодатели, начальники, кадровики с одним вопросом — когда, в какой момент вы себе принимаете внутреннее решение о приеме либо нет человека на работу? И по статистике вышел наинтереснейший итог. Большая часть работодателей приходили к выводу, что это внутреннее решение созревало у их в течение всего только первой минутки. А чем, спрашивается, работодатель занимается в последующие 20 минут собеседования? Верно. Уверяет себя самого, что решение верное. Тогда и, если человек приглянулся, начальник пропускает минусы и преумножает плюсы, не направляет внимания на недочеты и скупо ловит плюсы. Пусть не семь секунд, а минутка, но в любом случае, это очень маленький просвет времени.
Вы были студентами? Вспомните, тот же воздействие первого воспоминания нередко наблюдается на экзаменах. Если студент сходу произвел положительное, приятное воспоминание, доктор начинает его «тащить»: задавать отличные вопросы, исключать трудные вопросы, не замечать слабенькие ответы, прощать ошибки, помогать формулировать, давать подсказку, давать новый шанс. А если сходу не приглянулся — то дело труба. Доктор будет всячески топить вредными вопросами, искать ошибки, пропускать не плохое, и при первой способности вышлет на пересдачу. И все это также происходит подсознательно, начальник, как и доктор не понимают этого эффекта, они находятся, можно сказать, в плену первого воспоминания, которое управляет их отношением и действиями.

Когда начинается выступление?

Совсем правильно, тогда, когда пошло формирование первого воспоминания, а не когда вы открываете рот! Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор возникает в поле внимания публики, а не когда начинает гласить! Когда вы встаете со собственного места в зале и начинаете идти на сцену — семь секунд уже начались. Когда выходите из-за кулис — воспоминание автоматом начало складываться. Идете по проходу в зале — вы уже в поле внимания. Внимание публики автоматом реагирует на передвигающиеся и новые объекты — и вся публика повернет к вам голову — «та-а-к, ну, кто это там на данный момент будет у нас выступать, вот этот, что ли, ну давай, давай, на данный момент поглядим, чего ты стоишь…» Все зрители невольно начинают вас оценивать — что такое, кто таковой, как идет, как двигается, куда идет? Потому помните — выступление начинается с вставания с места либо возникновения вашего кончика носа из-за кулис!

Никакой кухни!

Разберем обычные ошибки неопытного оратора. Лицезрел много раз последующую картину. Выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежку, конвульсивно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Потом он торопливо вытирает нос, отлично, если платком, одергивает одежку на ходу и чуть не застегивает штаны. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже завершилось. Какое воспоминание складывается в эти семь секунд? Неважно какая схожая суета работает против оратора. Люди в зале не должны созидать никакой «кухни» и никаких изготовлений.
Представляете, если мы увидим изготовления президента к праздничной речи на Новый Год — как его гримируют, напомаживают, подкрашивают, повторяют ему в ухо текст, дают наставления, одергивают, застегивают и причесывают? Мы разочаруемся, это понижает значимость человека.
Потому — никакой кухни на людях, вы должны уже быть полностью «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.

Поведение Владельца

В этом вместительном слове — Владелец — заключены все наисильнейшие свойства человека: уверенность, независимость от представления других, внутренняя сила, стопроцентный психический комфорт, невзирая ни на что. Также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает почтение, люди ему невольно подчиняются, воспоминание о нем сильное, слова его имеют особую значимость.
Если Вы желаете фуррор, Вы должны смотреться так, будто бы Вы его уже имеете.
(Старый афоризм.)
К огорчению, публика принуждает оратора все делать резвее и провоцирует его на суету, вследствие дискомфорта и психического давления, которое она делает самим фактом присутствия. В чем причина суеты? В том, что когда мы испытываем противные и дискомфортные чувства, понятно, охото побыстрее от их избавиться. Как это сделать на сцене? Убежать, мы осознаем, нельзя. Но зато можно побыстрее совладать со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Потому я на тренингах рекомендую участникам, напротив, двигаться публично чуток более замедленно, нерасторопно, будто бы немного тормозя (по своим ощущениям), тогда и суета скомпенсируется и будет золотая середина.

Выход на сцену

Отсюда вывод. Идем на сцену уверенно и расслабленно, с видом Владельца и полностью независимо — так, будто бы в зале никого нет. Не допускайте очередной обычной ошибки — коммуницирования на ходу. Это когда оратор разговаривает с публикой, еще не дойдя до места выступления, при помощи улыбочек в зал, радостных приветствий, помахиваний залу рукою, воззваний к старенькым знакомым и расшаркиваний. Это смотрится, как жгучее желание захватить доверие дешевеньким методом, понравится публике и сходу показывает зависимость от нее. Такое кокетство почтения у публики не вызовет, сходу становится ясно, что человек очень желает понравится. Напротив, вызывает почтение поведение Владельца — абсолютная уверенность, независимость от аудитории, то, что оратор не стремится набрать дешевеньких призов, проявляет выдержку и хладнокровие, и ранее, чем необходимо, гласить не начинает. Никакого заигрывания!
Если человек специально не желает понравится — он нравится больше!
Как ни феноминально, но это так. Так как мы уважаем сильных людей и восхищаемся уверенными личностями. В этот момент таковой человек становится в наших очах фаворитом, вожаком и даже вождем.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *