Кластерный подход в розничной торговле либо искусство отыскать «хвост», на который можно сесть

«Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга».

Майкл Портер
Жизнь уплотняется. Болезнь под заглавием «Некогда!» становится приобретенной. И все, что позволяет сберечь нам время — особо презентабельно. Если это торговые операторы на рынке, то они становятся носителями принципиального конкурентноспособного достоинства. Понимая это либо действуя интуитивно, они соединяются в подобия кластеров. Таким макаром, логичен фуррор гипермаркетов, где в одном строении собраны продукты и услуги самых различных предназначений — и продукты питания, и одежка, и лекарства, и бытовая химия, и химчистка, и пункт приема оплаты чего угодно…
Но мы на данный момент не о больших торговых операторах. Им кластеризация не нужна. Как видно из определения кластера, данного Портером, там должен быть принцип взаимодополнения. Чем должен дополниться магазин, в каком есть все?
Речь наша пойдет о маленьких торговых предприятиях — салонах красы, магазинах, кафе и ресторанах, пт бытовых услуг и т.д.
Думаю, кластер — красивый метод выживания малых компаний и в критериях кризиса, и в критериях конкуренции с гигантами.
Перед тем, как перейти к основному содержанию заметки, кратко остановимся на 3-х важнейших для торговли признаках кластера, выведенных М. Портером.
Во-1-х, это географическое соседствование компаний. Для бизнеса, который садится на трафик, это принципно принципиально. По-другому никак. Так как размещение в шаговой доступности друг от друга комфортно клиенту, вокруг интересов которого и складывается весь процесс.
Во-2-х, это деяния в определенной сфере. Под этим будем осознавать направленность интересов клиентского трафика на соответствие одной из его актуальных «озабоченностей», как к примеру:
  • рачительного родителя, ищущего что-то для малыша;
  • человека, желающего отменно провести досуг;
  • человека, озабоченного празднованием важного действия;
  • и т.д.
В-3-х, это принцип взаимодополнения. Конкретно он и сберегает время клиента, позволяя собрать в одном месте наибольшее количество операторов, удовлетворяющих спрос представителя одной из актуальных ролей, примеры которых приведены выше.
Если осознать все способности кластера и начать его осознанно сформировывать, то, как и в любом осознанном действии, нужно начать с целеполагания. Думаю, достойной целью в нашем случае может быть обеспечение больших темпов развития компаний, образующих кластер, за счет увеличения их конкурентоспособности.
Если быть определенной, то приведу те главные выгоды, из которых складывается именно эта конкурентоспособность:
  1. Удобство для клиента — экономия ему времени и бензина (если до кластера нужно ехать).
  2. Возможность сберегать на продвижении, которое либо хотя бы куски которого могут быть общим для всех участников;
  3. Возможность сберегать на вспомогательных функциях, которые тоже можно сделать общими для всех участников кластера (к примеру, послепродажный сервис, клининг либо даже торговая интернет-площадка).
  4. Частичное перекрывание низкого сезона для одних участников за счет высочайшего трафика тех, у кого на данный момент сезон высочайший.
  5. Действенное взаимообогащение участников практическим опытом друг дружку.
Справедливости ради нужно привести и вероятные опасности роли в кластере:
  1. Несвобода принятия неких решений.
  2. Некая имиджевая и ценовая зависимость участников друг от друга.
Структура кластера обычно такая: один спец якорный участник, который и генерит трафик клиентов определенной актуальной роли (за счет собственной специализированности). Другие — садятся ему «на хвост». К примеру, в конкретной близости с огромным магазином «Ткани» на Ленинском проспекте в Москве в свое время в 2005 году я высчитала 12 торговых палаток, торгующих фурнитурой, шерстью для вязания, также продуктами для рукоделия.
Даже если якорный участник и некоммерческое предприятие, ничего не изменяется. На «хвост» ЗАГСа могут «сесть»: ювелирные салоны, рестораны и кафе, цветочные салоны и флористические мастерские, ателье, магазины косметики и парфюмерии, салоны красы и свадебных платьев, СПА, магазины подарков, пункты проката лимузинов…

В качестве примеров

Вероятные участники кластеров:
1. Для хозяев домашних животных:

  • зоомагазины;
  • собачьи площадки дрессировочные и выгульные;
  • ветлечебницы и ветаптеки;
  • клубы собаководов;
  • площадка для выставок кошек и собак.

2. Для озабоченных своим автомобилем:

  • автомобильные салоны машин соответственных ценовых категорий;
  • автозаправки;
  • магазины автозапчастей, автохимии, автосвет;
  • автосервисы;
  • пункты шиномонтажа;
  • авторынки;
  • автошколы;
  • автомойки;
  • автомобильные стоянки;
  • кабинеты страховых компаний;
  • магазины спецодежды.
Думаю, что кластер совсем разумно рассматривать как форму кросс-промоушн. Тогда и принципы выбора соседей будут те же, что в партнерском продвижении:
  • Общая ценовая категория, так как участники кластера различных ценовых категорий употребляют различные стратегии развития. Низкая ценовая категория выбирает экстенсив, стремясь очень прирастить поток покупателей. Высочайшая категория выбирает интенсив, стремясь прирастить собственный доход с каждого покупателя.
  • Общая актуальная «озабоченность» трафика. Об этом я уже произнесла.

В качестве заключения

И даже если вы не планируете участвовать ни в одном трафикообразующем соседстве с другими торговыми предприятиями шаговой доступности, не забудьте поглядеть на соседей, чтобы не вышло как тут:
В избранное
Подписывайтесь на наш Дзен-канал: zen.yandex.ru/delovoymir.biz

Поделиться
0
Поделиться

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *