Ловушки управления: Как повысить результативность служащих

В области управления людьми очень многие попадаются в одну и ту же ловушку: считают, что мотивировать — означает дать некий стимул, который и позволит достигнуть от человека либо группы людей подходящего результата, преданности, лояльности, определенных действий. Так ли это по сути?
Начну издалека. Много годов назад, в то время, которое нередко именуют «лихие девяностые», я была директором рекрутингового агентства известной большой сети. Шел 1996 год. Это было время работодателя, а не кандидата. В экономной сфере были жуткие трудности. Заработной платы докторов, учителей и работников НИИ, да к тому же выплачиваемые нерегулярно, не позволяли подкармливать семью в прямом физическом смысле слова, другими словами не хватало даже на обычное питание. В общем, заработная плата не позволяла обеспечивать базисные витальные потребности. Агентства в подавляющем большинстве случаев игрались роль собственного рода фильтра: на отличные места с обычной заработной платой выстраивались очереди в буквальном смысле слова, а такие понятия, как «соцпакет» и «корпоративная культура», приводили в полный экстаз.
Но были и исключения. Наилучшими предложениями на рынке в те годы были должности денежных директоров и основных бухгалтеров с продвинутым уровнем владения английским языком и познанием интернациональных эталонов GAAP: инофирмы раскрывались очень интенсивно, а в постсоветском пространстве финансистов с Upper Intermediate English, не говоря уже о знании интернациональных денежных эталонов, было очень не достаточно. Конкретно поэтому в этой категории служащих заместо рынка работодателя был рынок, быстрее, кандидата, а заместо рекламы в газете нужен был headhanting либо прямой поиск людей. И вот редчайшая фортуна: в агентство сам приходит денежный директор со всеми необходимыми регалиями, при этом на этот момент работающий во полностью почетаемой и кристально незапятанной в плане налогов зарубежной компании. Заполняя анкету (а это была принятая в то время практика), он отвечает, в числе остального, на два вопроса:
«Примерный уровень заработной платы/дохода на текущем месте работы» — эквивалент 6000 баксов (по тем временам — большая заработная плата!).
«От какого уровня заработной платы/дохода готовы рассматривать предложения?» — от 4000 баксов.
После исследования анкеты этого во всем прочем увлекательного для нас кандидата у меня возникают сомнения, связанные с таким «падением». Естественно, в том числе появляются подозрения, что человека желают уволить, и ему просто необходимо хоть что-то, а может, ситуация и того ужаснее. К примеру, есть какие-то скрываемые пороки, человек нечестен либо не соблюдает конфиденциальность.
Я начала с прямого вопроса о том, почему кандидат готов на такое снижение в доходе. До того как выложить его ответ, сходу скажу, что он правдив (это выяснилось при хитрецкой проверке советов и инфы с рынка). Итак, ответ:
«Я знаю, что мой сегодняшний доход намного выше среднего по рынку (комментирую: так и есть). Я зарабатываю сильно много, и нет никаких нарушений закона (комментирую: в те годы для финансистов это был очень животрепещущий вопрос). Но мне некогда эти средства растрачивать, ну и желаний уже никаких нет, не считая как выспаться: уезжаю из дома в восемь, приезжаю, если повезет, в девять, а часто и после полуночи. Все субботы — рабочие, воскресенья — через один раз. Малыша вижу пару раз за месяц: когда я приезжаю, он уже дремлет. С супругой — на грани развода. Для чего мне эти средства, если я теряю семью, ну и желаний от вялости уже не осталось? Потому пусть будет меньше доход, но разумный график работы, при котором будут хотя бы обычные выходные каждую неделю».
Эта история в первый раз принудила меня задуматься о том, что потом я определила в виде формулы:
Мотивация = Выигрыш – Жертва.
А тогда я додумалась добавить в анкету агентства, кроме хотимого уровня дохода и других ожиданий, пункт «неприемлемые факторы». И, кстати, это потом сберегло нам много времени и повысило точность подготовительной подборки возможных кандидатов.
Книжка доступна на веб-сайте издательства «Альпина Паблишер» по ссылке.
В избранное
Подписывайтесь на наш Дзен-канал: zen.yandex.ru/delovoymir.biz

Поделиться
0
Поделиться