Налоговая доначислила налог на имущество. Что делать?


История 1-го судебного разбирательства

Будем ли спорить с налоговым органом?

В процессе проведения камеральной проверки декларации по налогу на имущество за 2016 г. налоговый орган доначислил Организации налог за 2016 г., исходя из уточненной кадастровой цены, определенной Постановлением Правительства от 26.12.2016 г. № 937-ПП. При всем этом начальная кадастровая цена по данному объекту была установлена Постановлением Правительства от 21.11.2014 г. № 688-ПП. Необходимо подчеркнуть, что кадастровая цена возросла более чем в 10 раз (c 87 000 000 руб. до 1 059 000 000 руб.), потому стоимость вопроса для Организации оказалась более чем значимой и в этой связи ей было принято решение идти в трибунал. Давайте разберемся, есть ли шансы у компании? На какие нормы закона ей следует ссылаться, опровергая результаты проверки? Рассматривались ли в судах подобные прецеденты?

На что будем ссылаться?

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как их кадастровая цена по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 2 ст. 375 НК РФ). В рассматриваемом вопросе цена объекта недвижимости была установлена Постановлением Правительства от 21.11.2014 г. № 688-ПП и на 01.01.2016 г. составляла 87 000 000 руб.

Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ в общем случае изменение кадастровой цены объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и прошлых налоговых периодах. Применительно к рассматриваемой ситуации — в 2016 г. и поболее ранешних периодах.

Но из этого правила есть два исключения, связанные с конфигурацией кадастровой цены, а конкретно: в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой цены, также конфигурацией кадастровой цены по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой цены либо по решению суда.

Так, в случае конфигурации кадастровой цены объекта недвижимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой цены либо решению суда сведения о кадастровой цены, установленной решением обозначенной комиссии либо решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в каком подано соответственное заявление о пересмотре кадастровой цены, но не ранее даты внесения в Единый муниципальный реестр недвижимости кадастровой цены, которая являлась предметом оспаривания (абз.3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

Данная норма НК РФ корреспондирует с положениями части пятой статьи 24.20 и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Русской Федерации» (дальше Закон № 135-ФЗ).

В ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ отмечается, что в случае конфигурации кадастровой цены по решению комиссии либо суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона № 135-ФЗ предвидено два основания для пересмотра кадастровой цены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой цены:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости;
  • установление рыночной цены объекта недвижимости.

При всем этом в рамках пересмотра кадастровой цены на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой цены установление новейшей кадастровой цены по результатам рассмотрения таких заявлений комиссией не предвидено.

В случае принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой цены решения о пересмотре результатов определения кадастровой цены на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости заказчик работ по определению кадастровой цены обеспечивает определение кадастровой цены объекта недвижимости, в отношении которого принято обозначенное решение.

По итогам определения кадастровой цены объекта недвижимости, в отношении которого принято решение о пересмотре кадастровой цены на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, вносятся конфигурации в акт об утверждении результатов определения кадастровой цены.

Применительно к рассматриваемому вопросу это значит, что результаты гос кадастровой оценки объекта недвижимости (пересмотренные), включены в постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП (дальше — Постановление N 937-ПП) о внесении конфигураций в результаты гос кадастровой оценки, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП, т.е. кадастровая цена была пересмотрена и внесена в ЕГРН на основании НПА субъекта РФ (Правительства Москвы) об утверждении кадастровой цены. При всем этом Постановлением № 937-ПП кадастровая цена рассматриваемого объекта недвижимости была увеличена с 87 000 000 руб. до 1 059 000 000 руб.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Русской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 г. № 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Русской Федерации об утверждении кадастровой цены в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.

Статьей 5 НК РФ предвидено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении 1-го месяца со денька их официального опубликования и не ранее 1-го числа еще одного налогового периода по соответственному налогу. При всем этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь оборотную силу, если прямо предугадывают это.

Таким макаром, в случае роста кадастровой цены объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости сведения о таковой кадастровой цены не учитываются при определении налоговой базы по соответственному налогу в этом и прошлых налоговых периодах.

В случае уменьшения кадастровой цены объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости сведения о таковой кадастровой цены могут учитываться при определении налоговой базы по соответственному налогу в этом и прошлых налоговых периодах, если это предвидено нормативным правовым актом субъекта Русской Федерации об утверждении кадастровой цены.

Из положений п. 3 Постановления № 937-ПП следует, что Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. № 688-ПП «Об утверждении результатов гос кадастровой оценки объектов серьезного строительства в городке Москве» (в редакции Постановления № 937-ПП) применяется для целей, предусмотренных законодательством Русской Федерации, с 1 января 2016 г.

В рассматриваемом случае цена объекта недвижимости была увеличена с 87 000 000 руб. до 1 059 000 000 руб., т.е. Постановление № 937-ПП усугубило положение налогоплательщика, потому данные модифицированной (увеличенной) кадастровой цены не могут применяться к налоговому периоду 2016 г., как это предвидено п. 3 Постановления № 937-ПП (Письмо ФНС Рф от 22.06.2017 № БС-4-21/11953@ (совместно с Письмом Минфина Рф от 20.06.2017 № 03-05-04-01/38266), Письмо Минфина Рф от 20.07.2017 № 03-05-04-01/46181, Письмо ФНС Рф от 01.09.2017 № БС-4-21/17406, Письмо Минфина Рф от 21.11.2017 № 03-05-05-01/76792).

Рассматривались ли в судах подобные прецеденты?

Постановлением Арбитражного суда Столичного окрестность от 17.01.2018 № Ф05-19932/2017 по делу № А40-36956/2017 рассматривалось требование об отмене решения налогового органа, согласно которому налоговый орган доначислил налог на имущество компании в связи с занижением авансового платежа по налогу, потому что налогоплательщик использовал данные о кадастровой цены объекта, которые содержались в кадастре по состоянию на 01.01.2016, и не учел, что эти данные были изменены на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой цены.

Трибуналом вынесено решение, согласно которому налогоплательщику было отказано в ублажении требования, так как, проверяя авансовый расчет, налоговый орган правомерно исходил из событий, существовавших на момент проверки, а конкретно из конфигурации кадастровой цены. При всем этом, направьте внимание, трибунал отметил, что размер налога за налоговый период может быть скорректирован по итогам года.

Полагаем это, на 1-ый взор решение не в пользу налогоплательщика, очень может понадобиться Организации в нашей ситуации. Так как трибунал практически подтвердил, что налоговые обязательства по авансовым платежам, предъявленные ей по итогам проверки, компания может скорректировать по итогам налогового периода, т.е. по итогам года.

Так как в рассматриваемом случае решение фискалы вынесли по итогам проверки годичный декларации, то, полагаем, данное решение может рассматриваться как положительная практика для Организации и у нее есть шансы отстоять свою позицию в суде.

Подведем итоги

Требования налогового органа не правомерны. Сведения о пересмотренной кадастровой цены в 2016 г. должны учитываются при исчислении налога на имущество в 2016 г. и прошлых годах, если это прямо предвидено в НПА субъекта РФ и при всем этом положение налогоплательщика улучшается. Если же положение налогоплательщика усугубляется, как в рассматриваемом случае, когда кадастровая цена объекта недвижимости была увеличена с 87 000 000 руб. до 1 059 000 000 руб., то новейшую цена при расчете налога на имущество, налогоплательщик должен использовать только с начала последующего налогового периода, т.е. с 01.01.2017 г.

В избранное
Подписывайтесь на наш Дзен-канал: zen.yandex.ru/delovoymir.biz
Поделиться
0
Поделиться