Унылые размышления о нашем маркетинговом образовании


Проработав огромную часть собственной жизни практическим рекламистом (копирайтером) и маркетологом, я решил больше внимания уделять преподаванию – хотелось как-то воздействовать на ситуацию в русской рекламе, приготовить пару 10-ов толковых рекламистов и рекламщиков, написать несколько книжек.

С этой целью я сделал свою школу рекламы и маркетинга, где я преподаю то, что дает подсказку мой опыт, также прочитанное, передуманное и выстраданное. При всем этом я отлично понимаю, что даже десяток таких веб-сайтов делему маркетингового образования в Рф не решит. Потому я также преподаю в вузе и в школах бизнеса. Тут ситуация другая – читаемые мною курсы входят в матрицу программ, разработанных невесть кем и невесть как и невесть для кого.

Маркетинговые факультеты в Рф вырастают, как грибы. Поводом для сотворения маркетингового факультета фактически при любом вузе обычно служит желание местных историков, языковедов, дизайнеров, психологов, филологов, философов и иных «ологов» срубить легкие средства. Ведь многим из их реклама кажется таким обычным предметом. Ну, чего проще – ранее было «Летайте самолетами «Аэрофлота», а сейчас «Пейте Coca-Cola». Обучить этому может хоть какой «олог», без какой бы то ни было специальной маркетинговой подготовки. Так, по последней мере, этим «ологам» кажется.

Броский пример – Сергей Горлов, создавший Интернациональный институт рекламы (МИР), который ему кажется самым классным маркетинговым университетом в Рф. Вот его откровения: «Вуз тревожут больше всего свои денежные трудности, извлечение прибыли, потому он начинает брать объемом – количеством часов. Понятно, что качество подобного учебного процесса не соответствует потребностям рынка» («Рекламный мир», 2003, №3). В большей степени произнесенное относится конкретно к МИРу, где самая высочайшая плата за очень слабенькое обучение, полностью не соответственное ни потребностям рынка, ни ожиданиям абитуриентов и их родителей. Но, может быть, в человеке, в конце концов, заговорила совесть?

Одному богу понятно, сколько часов я провел в беседах с этим философом, который решил, что он может управлять маркетинговым университетом, не вникая в сущность незнакомой многодисциплинарный профессии. Все мои пробы поднять уровень образования в МИРе разбились о его равнодушие. Тогда г-на Горлова совсем не трогала судьба его выпускников-недоучек. Не считая «извлечения прибыли», его тревожило также еще одно «перо в шляпу» в виде какого-либо поста в околорекламной политической тусовке, и фестиваль детсадовских якобы-рекламных картинок Miracle.

Отгадайте, что значит сия картина:

Это основная страничка веб-сайта МИР. (Не унывай гость этого веб-сайта!) МИР не умеет рекламировать даже себя.

Можно только позавидовать умению Горлова «работать» с отраслевой прессой – только статья «Выбери меня!» не поет дифирамбы МИРу и не участвует в «дружбе» против МГСА. Хотя почти все в статьях примитивно, непрофессионально и шито белоснежными нитками, навряд ли малосведущий читатель будет докапываться до правды.

Я не желал бы, чтоб у читателя сложилось оборотное воспоминание, что МГСА намного лучше МИРа – ситуация с официальным маркетинговым образованием в Рф удручающая везде, независимо от заведения. Выпускников не берут на работу (это признает все тот же Горлов); студенту-пятикурснику могут отказать с порога, узнав, где он обучается – спасибо, не нужно! Что собираются делать маркетинговые университеты? Да ничего. Они продолжают плодить новых псевдорекламистов – благо желающих расстаться с большенными средствами предостаточно.

Ну, так что, закрывать маркетинговые университеты? Наверняка, не стоит. Нужно просто начать серьезно… готовить реальных рекламистов. Пока же, перефразируя Козьму Пруткова, можно сказать: «Если в дипломе, приобретенном в русском маркетинговом вузе, написано «рекламист», то не веруй очам своим».

Для начала определимся с аспектами оценки работы маркетингового университета. Согласитесь, что университету не посодействуют ни славная история, ни блестящий контингент педагогов, ни мелькание его ректора на страничках отраслевых изданий, если дипломированный медик не умеет вылечивать, дипломированный летчик не умеет летать, дипломированный агроном не умеет растить пшеницу, дипломированный конструктор не умеет сконструировать простой механизм, дипломированный учитель не умеет учить, дипломированный рекламист не умеет…. А что он, кстати, должен уметь? Каковы аспекты его оценки?

Умение побеседовать о рекламе – «прикольно либо не прикольно»?

Умение выставлять рисунки на маркетинговые конкурсы?

Умение заниматься маркетинговым «лохотроном», другими словами искусством отнимания у лоха-рекламодателя как можно больше средств?

А, может быть, это все-же умение «продавать» – продавать продукт, услугу, социальную идею, кандидата на выборах?

Многие маркетинговые университеты, их педагоги, а в особенности создатели из «Рекламного мира», не знают и не желают знать, что:

  • Единственное предназначение рекламы – продавать, расширять бизнес, зарабатывать средства рекламодателю.

  • Сами по для себя реклама, маркетинг, брэндинг и остальные подобные понятия никому не необходимы, если они не дают результатов. (Встречаясь с еще одним клиентом, я обычно говорю: пункт А – мы начинаем работать; пункт Б – у Вас улучшается бизнес. Если пт Б не будет, я не специалист и вам не нужен. Ошалевший от общения с маркетинговыми «картиночниками» клиент обычно «въезжает» не сходу.)

  • Рекламистам и рекламщикам платят не за их диплом и их эрудицию, а за ту пользу, которую они приносят фирме.

Маркетинговые университеты совсем не понимают, что создание продающей рекламы – это только непростой многодисциплинарный творческий (конкретно творческий, а не «креативный») процесс. В особенности много творчества и изобретательства требуется на стадии рекламной подготовки рекламы, когда определяется ЧТО конкретно должна содержать реклама. Научить этому процессу очень-очень тяжело – это все равно, что пробовать в инженерных университетах готовить дипломированных изобретателей.

За свою жизнь я поработал на различных поприщах, от науки до дипломатии, но могу со всей ответственностью сказать, что самое сложное – это создавать рекламу, которая бы смогла принести рекламодателю прибыль. Чтоб быть в состоянии сделать конкретно такую рекламу, необходимо – как минимум! – прекрасно знать маркетинг, теорию продаж, поведение потребителей, а также огромное количество чисто маркетинговых вещей, таких как законы зрительного восприятия, специфику среды рекламы, форматирование и почти все другое. Повторяю – это всего только минимум!

Пока же я могу с прискорбием сказать, что наши маркетинговые университеты ничему этому не учат. Я уже не удивляюсь, когда на мои трехмесячные дистанционные курсы записываются выпускники рекламных и маркетинговых факультетов, столкнувшиеся с реальной жизнью. Было даже несколько студентов-рекламистов.

Маркетинговым университетам нужно также осознать, что большая часть их выпускников попадают в самые обыденные компании, специализирующиеся не Coca-Cola, а самым неиндивидуальным продуктом – стройматериалами, запчастями, бытовой электроникой, компьютерами, строительством и т.д.. А там уже нужно уметь побеждать не на фестивалях, а на рынке; нужно уметь увеличивать реализации и степень ублажения клиентов, создавать товары-победители, выигрывать в тендерах, строить товаропроводящие сети, помогать выходить на забугорные рынки – это далековато не полный перечень того, чем приходится заниматься практику. Словом, необходимо приносить пользу рекламодателю либо собственной фирме, необходимо зарабатывать средства. А этому наши маркетинговые университеты не учат; более того, они даже не догадываются, что нужно учить конкретно этому.

Руководители многих маркетинговых вузов интересуются воззрением только лохотронно-откатных агентств. Их совсем не интересует мировоззрение бизнеса – конечного потребителя маркетинговых и рекламных услуг, на средства которого и существует маркетинговая промышленность. Так что получаемая ими картина – это искривленное зеркало русской рекламы.

(Кстати в статьях упоминается Южноамериканская ассоциация маркетинговых агентств (АААА). Если читателя интересует то, чем по воззрению АААА должны заниматься истинные маркетинговые агентства, то я ему предлагаю собственный лаконичный перевод буклета АААА. Из него читатель выяснит, что истинное маркетинговое агентство – это не лохотронно-откатная либо картиночно-слоганисткая контора, а хороший рекламный доктор, помогающий рекламодателю, обучающий его, но, до этого всего, зарабатывающий ему средства, а не фестивальных слонов и ослов.)

Маркетинговые специализации

В почти всех областях есть главная профессия, вокруг которой все вертится. В литературе – это писатель; в авиации – это летчик; в медицине – это доктор. А кто «главный» в рекламе? – Копирайтер. Конкретно копирайтер делает рекламу, которую «упаковывает» дизайнер, которую располагает медиапланировщик. Все другие сотрудники маркетингового агентства делают вспомогательные функции, включая менеджеров, аккаунт-менеджеров и так дальше.

Обычная логика дает подсказку, что маркетинговые университеты, сначала, должны могли быть выпускать обученных копирайтеров. Как досадно бы это не звучало, их выпускают в жалких количествах. Ну и тех учят не копирайтеры-продавцы, а языковеды и журналисты! Все другое маркетинговое студенчество валом валит в менеджеры и дизайнеры – тут, по последней мере, хоть что-то ясно!

Кстати, в очень смешном списке маркетинговых специализаций, невесть кем сочиненном для Минвуза, есть такая позиция: «работа с маркетинговыми текстами – «копирайтинг». Создатели этого перла не понимают, что «с текстами» копирайтер работает точно так же, как, скажем, ученый, другими словами для него написание текста является последней фазой сотворения рекламы, которой предшествует большая аналитическая работа. Копирайтер – это основной создатель рекламы. Он отвечает за все в рекламе, включая идею иллюстрации. Ну и за текст, очевидно.

Другие позиции списка более смешны: маркетинговый маркетинг (рекламисту нужен обыденный маркетинг, при этом очень суровый творческий курс – курс рекламного мышления), маркетинговый менеджмент (а чем он отличается от обыденного?), режиссура рекламы (такового нет ни в одной стране мира), дизайн в рекламе (а чем он отличается от дизайна, маркетингового дизайна и графического дизайна?), организация маркетинговых мероприятий (это что-то вроде массовика-затейника?), работа с клиентами в рекламе (с клиентами в рекламе работают многие, может быть, это account manager?) и так дальше. В этом списке есть один особенный раритет – «креативная реклама». Что это за зверек таковой? Если это творческая реклама, то все другие, наверняка, нетворческие?

Этот список составляли люди, не имеющие ни мельчайшего представления о задачках рекламы. Давайте его переведем на британский и отправим на рецензию, скажем, в Техасский институт! Кстати, туда же можно было бы навести и список заглавий кафедр и учебных курсов в русских маркетинговых университетах. Пущай подивятся!

Педагоги

Познания и способности, получаемые студентом, зависят от квалификации, мудрости, эрудиции и творчества педагога. Они также зависят от его опыта в преподаваемой профессии. Большая часть педагогов русских маркетинговых вузов никогда в рекламе не работали и имеют дальнее от рекламы образование. Некие ранее преподавали «большевистскую» экономику, позже стремительно переквалифицировались в педагогов рыночных дисциплин.

Само по себе это не катастрофа. В таковой же ситуации оказались и страны Восточной Европы. Но к формированию маркетингового образования они подошли более уместно и трепетно. В неких университетах при помощи приглашенных с Запада педагогов и практиков рекламы была организована система переподготовки и подготовки педагогов, были приспособлены к местным условиям западные учебные программки. После кропотливо обмысленной базовой подготовки следует система мастер-классов, которые ведут практики, умеющие создавать продающую рекламу. Примером может служить маркетинговая школа в Будапеште – венгерские студенты даже одолели в очень тяжелом студенческом маркетинговом конкурсе InterAd, в каком участвуют более 300 институтом мира. Схожую ситуацию я повстречал и в бывшей Югославии.

Но таковой путь, путь творческого осмысления уже изготовленного населением земли и адаптация этого опыта к условиям Рф – это, к огорчению, не наш путь. Мы во всем стремимся изобрести собственный кривобокий русский велик. При таком подходе мы выйдем на верный путь только через пару поколений, наломав по дороге много образовательных дров и переколечив массу студенческих судеб.

Низкая квалификация педагогов – это дело поправимое. Было бы желание. У неких оно есть. По электрической почте я получаю много вопросов от педагогов рекламы, в главном из регионов. Это добросовестные российские интеллигенты, которые, случаем попав на место педагога рекламы, испытывают неудовлетворенность от отсутствия особых познаний. Они отыскивают, обращаются за советом, консультируются. Обычно, это бывшие экономисты и инженеры. Сложнее обстоят дела с психологами, языковедами, журналистами и дизайнерами. Представители этих профессий глубоко убеждены, что реклама – это их вотчина, и обучаться им нечему. В свое время я обращался к педагогам МИРа с предложением провести что-то вроде маркетингового «ликбеза». Все оказалось зря.

А пока большая часть педагогов рекламы либо того, что им кажется рекламой, просто пересказывают какие-то учебники. Справедливости ради нужно сказать, что, если педагог пересказывает правильные учебники и делает это любопытно, то все нормально. Но нередко, не будучи спецом, он берет для пересказа очень нехорошие тексты.

Я убежден, что, если взять любознательного, добросовестного, умного, думающего о благе студентов интеллигента практически хоть какой профессии, то после определенной подготовки он сумеет преподавать ряд близких к рекламе дисциплин, не требующих практического опыта. Одно требование – таковой педагог должен денно и нощно стремиться осознать все, связанное с истинной рекламой, а не изобретать «как-мне-кажется» рекламу, что у нас имеет место практически везде.

Более полезны педагоги, которые сами занимаются активной практической деятельностью. Их много в физике, медицине, музыке, живописи. В маркетинговых университетах таких педагогов не достаточно. Посреди «практиков», к огорчению, много тех, кто поработал в лохотронных агентствах, занимающих ведущие позиции в области «креАтинизма» и фестивального псевдотворчества. Их опыт небезопасен.

Повторяю, что для педагога страшнее низкой квалификации может быть только его нежелание вникать в сущность сложной профессии, которую он пробует преподавать. Мне время от времени приходится вступать в дискуссии с педагогами и функционерами маркетинговых вузов о негодности учебных программ, схоластичности и оторванности от жизни преподавания и, в конце концов, об ответственности перед студентами и их родителями. Если б я кидал семечки на асфальт, то у меня было бы больше шансов на фуррор. Когда воинствующее невежество, упертость, отсутствие логики и энтузиазма к будущей судьбе выпускников показывает некий юный методист, никогда не работавший в рекламе – это куда ни шло. Когда же это управляющий маркетингового университета, интенсивно участвующий во всех маркетинговых тусовках и даже в рамках интернациональной организации отвечающий за маркетинговое образование в Рф, то становится очень обидно. Охото сказать – бедная русская реклама!

Чему учить?

Из средних веков современное образование тащит с собой мусор схоластики. В университетах всего мира студентов принуждают заучивать много пустого. Это о таком образовании Эйнштейн гласил: «Почти волшебство, что современные способы обучения еще не стопроцентно задушили святую любознательность поиска, ибо это хрупкое малюсенькое растение, не считая стимулирования, нуждается в свободе; без нее оно непременно погибнет. Очень суровая ошибка считать, что удовлетворенность от видения и поиска может быть результатом принуждения и чувства долга».

Анализируя программки разных русских маркетинговых вузов, приходишь к грустному выводу, что в части схоластической мертвячины наше маркетинговое образование побило все рекорды – по моим оценкам до 80% «знаний», которые впихивают в бедные головы маркетинговых студентов, им не пригодятся. При всем этом совсем отсутствуют те познания и способности, без которых им в проф жизни не обойтись.

Когда я задаю пятикурсникам вопрос – назовите предмет, который вам больше всего запомнился, то слышу странноватые ответы. Один остроумный студент ответил – бухучет, так как там был хоть некий смысл. Вот так! К огорчению, сами университеты такие вопросы выпускникам не задают. А напрасно!

Эталон программки

Ситуация с учебными программками по рекламе – ужаснее некуда. Тут создался заколдованный круг. Пару лет тому вспять группа желающих погреть руки на новеньком и незнакомом поприще, в главном состоящая из системных языковедов под энергичным управлением Юлии Пироговой, полностью ничего не понимающих в рекламе и не желающих в нее вникать, разработала проект эталона программки по специальности «реклама» для Минвуза. (Декан 1-го факультета рекламы именовал этот эталон ублюдочным.)

Разумеется, что эти языковеды даже и не задавались вопросами – как учат рекламе в мире, какой накоплен опыт, как можно этот опыт адаптировать к нашим условиям? Заместо этого они забили собственный проект структурно-лингвистической и иной схоластикой, другими словами тем, что им было близким и родным и обеспечивало им занятость за многие годы. Когда я случаем посмотрел на этот проект программки, мне стало плохо. Меня успокоили – не стоит уделять свое внимание на детали, так как на том шаге самое главное было просто застолбить в Минвузе профессию «реклама», а позже все можно будет поменять. Ничего не понимая в минвузовской бюрократии, я успокоился. В свою очередь, сотрудники Минвуза, ничего не понимающие в рекламе (не будем их винить), этот абсурд утвердили. Как оказывается, серьезно и навечно. Позже эта группа лихих языковедов основалась в МИРе, где они сегодня старательно уродуют будущее русской рекламы.

Очень своеобразно маркетинговые университеты заполняют сетку учебных часов – из подручного материала. Обычно, этим «материалом» оказываются психологи, массовики-затейники, журналисты, языковеды, НЛП-исты, культурологи, астрономы, имиджмейкеры, искусствоведы и остальной народ, дальний от рекламы. О том, кого конкретно в данном вузе под рукою оказалось больше, можно судить по заглавиям кафедр и курсов. В особенности далеки от искусства опосредованной реализации по имени реклама наши художественные университеты, которые пробуют также готовить рекламистов. Таким макаром, не стоит удивляться тому, что в программке фактически всех русских маркетинговых вузов можно повстречать все что угодно, только не продажу при помощи рекламы.

Несколько лет тому вспять на основании собственного опыта и анализа учебных программ многих маркетинговых колледжей мира я разработал для МИРа предложение по базовому маркетинговому образованию. Его также обсуждали на круглом столе в МГСА, а воз и сейчас там. Меня в особенности тревожит ужасающее состояние преподавания копирайтинга в Рф. Для такого же МИРа я разработал предложение о преподавании копирайтинга в русских маркетинговых университетах. Ну и что! Все маркетинговые университеты Рф как и раньше убеждены, что копирайтинг – это просто раздел лингвистики. Весело, что этого же представления придерживаются и «картиночники», к примеру искусствовед Павел Пименов из МГУП, который (вероятнее всего, с подсказки других языковедов) пеняет, что «студенты-копирайтеры на 3-м курсе [МГСА] не знают даже таких азов фундаментального образования, как фонема и морфема, семантика и синтактика». Уж вот вправду, как с такими «прорехами» в образовании идти в копирайтинг! Как можно БЕЗ ФОНЕМ, понима-а-ешь, продавать стройматериалы и пр. продукты! Кстати, в МГУП рекламу ничтоже сумняшеся запихнули в кафедру «Книжное дело и реклама». (Что такое «книжное дело»? Может быть, кое-где процветает кафедра «Рекламное дело и книга».)

Последняя цитата взята из статьи Пименова «А будет ли спрос?»(«Рекламный мир», 2003, №3), которую лучше было бы именовать «Записки сумасшедших». Тут папарацци, живописцы, оформители книжек, руководители дизайн-студий (глубоко убежденные, что реклама и даже маркетинговое мышление – это рисование картинок) разглагольствуют о рекламе. Из этой же статьи я вызнал, что оказывается самых наилучших рекламистов готовит «Строгановка», так как там читают… историю искусств. (Я прочел огромное количество книжек по искусству, а две тома даже перевел на британский язык, но то, что это может посодействовать мне продавать те же стройматериалы, я и не додумывался.) Вот эти «сумасшедшие, захватившие власть в безумном доме» (Огилви) и определяют будущее нашего маркетингового образования. Рыдать охото!

Если попробовать из вороха совсем бессистемных, ненадобных и даже вредных дисциплин выделить то, что хоть косвенно имеет отношение к рекламе, то результаты будут поразительными. Поближе всего к рекламе стоит курс «Основы рекламы», который, обычно, читает преподаватель-нерекламист. Даже если б этот курс читал и рекламист, то этого введения совсем недостаточно для того, чтоб приготовить проф рекламиста.

Вы сможете для себя представить, чтоб в соответственных университетах все проф образование ограничивалось бы «Основами медицины», «Основами инженерии» и т.д.? Я думаю, что нет. А вот в маркетинговом образовании это никого не поражает. Преподавание сложнейшей профессии, оказывается, можно ограничить всего только «основами», схожими по объему (но не по содержанию) с моими трехмесячными дистанционными курсами.

Как учить?

На этот вопрос идеальнее всего ответил Иммануил Кант: «Учить не мыслям, а мыслить». В хоть какой профессии необходимо развивать особенное проф мышление – мед мышление, физическое мышление, военное мышление… О рекламном и маркетинговом мышлении я уже и не говорю – без него в маркетинге и рекламе просто делать нечего. Старательно усвоенные чужие мысли ничего не решают, если они не подкрепляются творчеством, изобретательностью, интуицией, фантазией. Российский физик Лебедев гласил: «Мой книжный шкаф знает больше меня, но он не физик, а я физик». К огорчению, русское образование в главном занимается воспитанием «книжных шкафов». Маркетинговому образованию тут принадлежит бесспорное первенство.

Воспитать реального рекламиста нельзя без нескончаемого практического тренинга, направленного на развитие маркетингового мышления. Подобно тому, как студенты-математики и физики за время обучения решают тыщи задач и примеров, студент-рекламист, если мы желаем получить реального специалиста, за время обучения должен разобрать на предмет эффективности тыщи реклам и сделать 10-ки собственных реклам. Он должен уметь рассматривать «от клиента» практически все – продукт, фирму, соперников, носители рекламы. И саму рекламу, очевидно. Только так можно вылепить толкового рекламиста. Ничего подобного в наших маркетинговых университетах нет и в помине.

Что делать?

Мир вступил в так именуемую новейшую экономику, экономику бешенной конкуренции, балованного покупателя, получившего при помощи Веб доступ к предложениям соперников, время от времени даже в мире. Эта экономика просит особенного маркетинга, особенного рекламного турбо-мышления, интуиции, изобретательности, смелости и творчества (не путать с «креативом»). Эта экономика просит и поболее действенной рекламы. Но кто ее будет делать? Завсегдатаи конкурсов?

Эта экономика не прощает рекламных и маркетинговых ошибок. Даже в США раз в год разоряются пару сотен старенькых компаний, которые не смогли вписаться в новые жесткие условия. А что ожидает в этой экономике Россию с ее низкой рекламной культурой и фактически отсутствующей рекламой? Вот тут бы помощь российскому бизнесу могли оказать маркетинговые университеты! Как досадно бы это не звучало. Она сами нуждаются в помощи.

Как сделать так, чтоб маркетинговые университеты в конце концов стали учить конкретно рекламе, а не бог известие чему? Обычного рецепта у меня нет. Я решал предостаточно попыток усовершенствовать программки и методики, но без фуррора. Если честно, от собственного донкихотства я малость подустал.

Я отлично понимаю, что добровольно в маркетинговых университетах никто ничего поменять не захотит. А для чего? Ведь и так «тепло и сыро». А что до студентов и их родителей, то, как мне произнес один педагог, с которым я принялся было дискуссировать перечисленные выше трудности: «Наслаждайтесь жизнью!».

В Рф мы живем по принципу – пока гром не грянет, мужчина не перекрестится. На рекламный путь развития русские компании принуждает вступать только угроза разорения; может быть, и маркетинговые университеты начнут «креститься» только тогда, когда качество их подготовки станет предпосылкой потрясающего скандала. Я не знаю. Я знаю одно, что так нельзя.

Будучи оптимистом, я уверен, что придет время, когда маркетинговые университеты Рф начнут готовить профессионалов, способных приносить пользу российскому бизнесу.

А пока несколько советов:

Абитуриентам и их родителям – Что делать юноше и девице, желающим стать рекламистом? При нынешнем состоянии маркетингового образования в Рф идти в маркетинговый университет практически никчемно. Рекомендую избрать неплохой вузовский курс маркетинга (если можете, в чем я больше сомневаюсь), читать умные книжки по рекламе, осваивать рекламное и маркетинговое мышление, пройти насыщенные курсы продающей рекламы.

И мыслить, мыслить, мыслить!!!

Рекламодателям – Перестаньте быть слепыми, ведомыми слепыми! Как произнес один поп-идол, отвечая на вопрос об убожестве собственного «творчества»: «Пипл хавает». Перестаньте «хавать» одноклеточную рекламу! Качество русской рекламы, и маркетингового образования, зависит основным образом от вас. Подъем русской рекламы начнется только тогда, когда вы, в конце концов, начнете добиваться от маркетинговых агентств отдачи на свои маркетинговые средства.

Педагогам рекламы – Если вы еще не покрылись коростой равнодушия и сохранили желание готовить реальных экспертов рекламы, то я готов каким-то образом посодействовать. Каким непосредственно – давайте подумаем совместно.

Маркетинговым университетам – Если вас тревожит тема данной статьи, и если вы от всей души желаете повысить эффективность подготовки студентов, осваивайте мировой опыт организации маркетингового образования и изучайте потребности русского рекламодателя. Я готов оказать посильную помощь.

Дорогие друзья, давайте попробуем!

В избранное
Подписывайтесь на наш Дзен-канал: zen.yandex.ru/delovoymir.biz

Поделиться
0
Поделиться